Темыр Хагуров: С отказом от болонской системы Россия вернет себе интеллектуальную самостоятельность

Минобрнауки намерено отказаться от болонской системы образования в российских вузах. Насколько она оправдала себя в России и будут ли котироваться в мире дипломы российских студентов после ее отмены, рассказал первый проректор КубГУ и член Общественной палаты Кубани Темыр Хагуров.

Болонская система предполагает сопоставимость образовательных программ вузов разных стран и двухуровневую систему обучения — бакалавриат (первые четыре года) и магистратура (еще два года по желанию студента). Сейчас в Болонском процессе участвуют 48 стран. Россия присоединилась к нему в 2003 году и в 2007 году вместо системы специалитета (5-6 лет обучения) в нашей стране ввели бакалавриат и магистратуру.

— К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента, — заявил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ.

Как отмечает Темыр Хагуров, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского госуниверситета, зампредседателя ОП КК, внедрение болонской системы не приветствовало научное и педагогическое сообщество ни в России, ни в мире.

— Болонская система была заявлена как общемировой тренд, при этом решение о ее внедрении принимали политики, а не представители профессионального сообщества, — говорит эксперт. — Многие из них были против, многие элитные западные вузы так ее и не ввели. Наша страна переходила на нее с трудом и ломкой. Во-первых, попытка унифицировать систему образования во всем мире тянет за собой множество издержек. В каждой стране она обусловлена особенностями самой страны: ее культурой, менталитетом, историческим багажом. И если математика одна, то политология или социология в разных странах разные. Во-вторых, для некоторых направлений подготовки болонская система оказалась непригодной. Например, для естественнонаучных дисциплин. В-третьих, она оправдывает себя только для подготовки рядовых исполнителей, чья работа заключается в строгом соблюдении стандартов и владении базовым набором компетенций. Но она непригодна для подготовки высококвалифицированных управленческих кадров.

По оценке эксперта, переход на собственную систему образования в России может занять 2-3 года. При этом будут ли наше образование и дипломы выпускников котироваться в мире после отмены болонской системы, в этом вопросе, по мнению Хагурова, «много надуманного».

— Не стоит комплексовать, — говорит Темыр Хагуров. — Наша научно-образовательная школа всегда была притягательна для мировой общественности. Советский союз и его медицинская научная школа помогли создать на Кубе одну из лучших систем здравоохранения. Когда СССР запустил первый космический спутник, журнал Time выпустил спецномер, посвященный советскому образованию. Сейчас нам необходимо вернуться к собственной образовательной системе, опираясь на опыт, полученный за последние 19 лет, и на свои научно-образовательные традиции. Нам необходимо вернуть себе интеллектуальную самостоятельность, которая является стратегическим преимуществом.

Детальное описание:

Минобрнауки намерено отказаться от болонской системы образования в российских вузах. Насколько она оправдала себя в России и будут ли котироваться в мире дипломы российских студентов после ее отмены, рассказал первый проректор КубГУ и член Общественной палаты Кубани Темыр Хагуров.

Болонская система предполагает сопоставимость образовательных программ вузов разных стран и двухуровневую систему обучения — бакалавриат (первые четыре года) и магистратура (еще два года по желанию студента). Сейчас в Болонском процессе участвуют 48 стран. Россия присоединилась к нему в 2003 году и в 2007 году вместо системы специалитета (5-6 лет обучения) в нашей стране ввели бакалавриат и магистратуру.

— К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента, — заявил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ.

Как отмечает Темыр Хагуров, проректор по учебной работе и качеству образования — первый проректор Кубанского госуниверситета, зампредседателя ОП КК, внедрение болонской системы не приветствовало научное и педагогическое сообщество ни в России, ни в мире.

— Болонская система была заявлена как общемировой тренд, при этом решение о ее внедрении принимали политики, а не представители профессионального сообщества, — говорит эксперт. — Многие из них были против, многие элитные западные вузы так ее и не ввели. Наша страна переходила на нее с трудом и ломкой. Во-первых, попытка унифицировать систему образования во всем мире тянет за собой множество издержек. В каждой стране она обусловлена особенностями самой страны: ее культурой, менталитетом, историческим багажом. И если математика одна, то политология или социология в разных странах разные. Во-вторых, для некоторых направлений подготовки болонская система оказалась непригодной. Например, для естественнонаучных дисциплин. В-третьих, она оправдывает себя только для подготовки рядовых исполнителей, чья работа заключается в строгом соблюдении стандартов и владении базовым набором компетенций. Но она непригодна для подготовки высококвалифицированных управленческих кадров.

По оценке эксперта, переход на собственную систему образования в России может занять 2-3 года. При этом будут ли наше образование и дипломы выпускников котироваться в мире после отмены болонской системы, в этом вопросе, по мнению Хагурова, «много надуманного».

— Не стоит комплексовать, — говорит Темыр Хагуров. — Наша научно-образовательная школа всегда была притягательна для мировой общественности. Советский союз и его медицинская научная школа помогли создать на Кубе одну из лучших систем здравоохранения. Когда СССР запустил первый космический спутник, журнал Time выпустил спецномер, посвященный советскому образованию. Сейчас нам необходимо вернуться к собственной образовательной системе, опираясь на опыт, полученный за последние 19 лет, и на свои научно-образовательные традиции. Нам необходимо вернуть себе интеллектуальную самостоятельность, которая является стратегическим преимуществом.

Начало активности (дата): 27.05.2022
Задать вопрос: Нет
Заказ услуги: Нет
Расположение фото: Справа
27 мая 2022

Возврат к списку


Комментировать