В этом году — 5 лет независимому общественному наблюдению за выборами в РФ. С 2018 сами избиратели — граждане нашей страны могут следить за соблюдением всех процедур во время голосования, помогать противостоять провокациям на избирательных участках и противостоять недостоверной информации о выборах в медиапространстве.
Как появилось
В конце 2017 в закон о выборах президента РФ внесли изменения. Тогда общественные палаты получили право направлять наблюдателей на избирательные участки на президентских выборах. После президентской кампании — 2018 эта норма распространилась на региональные и местные выборы.
Секретарь Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ Александр Точенов отмечает, что общественное наблюдение появилось как необходимость из-за недоверия к избирательной системе, и с тех пор она сделала громадный шаг вперед.
«В хваленых демократиях Европы нет такого уровня системы общественного контроля. В ряде государств, в частности, в США, наблюдение в принципе отсутствует», — говорит он.
Выборы в России признают образцом прозрачности и законности для всего мира и зарубежные электоральные эксперты. Об этом, например, рассказали представители Финляндии, Сербии и Латвии на конференции в ОП РФ на прошедшей неделе.
Как это работает
На федеральном уровне работу организует Координационный совет по общественному контролю за голосованием. Усилиями ОП РФ и СПЧ создана ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ). Она взяла на себя прием жалоб от всех участников избирательного процесса из регионов РФ, помогает общественным палатам субъектов готовить наблюдателей.
Наблюдателей обучают основам избирательного законодательства, они знакомятся с кодексом этики наблюдателя и получают чек-листы, по которым проверяют соблюдение всех процедур на участках во время голосования. О спорных ситуациях наблюдатели сообщают экспертам регионального Общественного штаба по выборам, которые дают заключение: было ли нарушение и при необходимости направляют информацию правоохранительным органам.
Общественные штабы публикуют всю информацию о своей работе в соцсетях, тесно взаимодействуют с местными и федеральными СМИ.
Что дальше
Как отмечает председатель НОМ Александр БРОД, необходимо расширить права и функционал общественных наблюдателей. Они не должны ограничиваться только работой на избирательных участках в дни голосования.
«Не менее важно участие наблюдателей на этапах выдвижения и регистрации кандидатов, агитации. К сожалению, некоторые недобросовестные участники выборов используют эти этапы для политических спекуляций», — говорит он.
Краснодарский край
На Кубани к формированию института общественного наблюдения приступили сразу после внесения изменений в закон.
Уже в марте 2018, во время выборов президента РФ, начал работать Общественный штаб по наблюдению за выборами. На избирательные участки региона вышли около 6 000 наблюдателей.
С тех пор кубанские общественники подготовили уже более 13 000 наблюдателей. Они работали во время всероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, на выборах депутатов Госдумы 2021 и депутатов краевого Заксобрания в 2022 году, на местных выборах.
Наблюдение за выборами в Госдуму на Кубани было одним из самых высокотехнологичных в стране. В Краснодаре в Центре общественного наблюдения (ЦОН) установили видеостену: любой желающий мог в реальном времени посмотреть, как проходит голосование на избирательных участках всего края.
По данным Крайизбиркома, в этом году в крае пройдет более 50 избирательных кампаний местного уровня. Ближайшие состоятся 2 апреля: жителям 11 муниципалитетов предстоит выбрать глав и депутатов.
В 2024 пройдут выборы президента РФ, к которым региональные общественные штабы и наблюдатели начинают готовиться уже сейчас.
Члены кубанского Общественного штаба рассказали о важности наблюдения на выборах, о провокациях на избирательных участках и опровергнутых фейках.
|
Любовь ПОПОВА, |
председатель ОП КК и руководитель Общественного штаба:
|
— Мы, граждане своей страны, жители своего региона, имеем конституционное право требовать от власти исполнения обещаний, а также контролировать процесс избрания тех, кто эти обещания дает.
Так получилось, что на протяжении последнего десятилетия к выборам в России приковано внимание практически всего мира. И наша страна с достоинством это внимание выдерживает. Теперь особый интерес — к предстоящим выборам на новых территориях РФ и выборам президента.
Несмотря на провокации и дезинформацию, люди с желанием приходят на выборы — мы видим это, когда выезжаем на избирательные участки в дни голосования и общаемся с земляками. По последнему исследованию ВЦИОМ, около 80% россиян стабильно поддерживают президента, говорят о сплочении вокруг лидера страны.
Это доверие укрепляется во многом благодаря тому, что работа госорганов становится все более открытой, а в независимом контроле может участвовать любой гражданин. Наша задача — укреплять это доверие и единство через общественный контроль ради ради будущего нашей страны, будущего наших детей.
|
Артур КОЛЕСНИКОВ, |
первый зампредседателя ОП КК, адвокат, член Общественного штаба: |
— В составе Общественного штаба работают юристы, политологи, социологи, психологи, медиаторы, журналисты. Когда за процессом одновременно наблюдает такое количество разных экспертов, в том числе, публичных персон, у организаторов «подковерных игр» не остается шансов на успех.
Закон позволил направлять независимых общественных наблюдателей на ТИКи и УИКи. Наши коллеги из ОП РФ и НОМ разработали единый «Золотой стандарт наблюдателя», учебные и методические пособия по работе на участках. Мы выстроили четкую систему взаимодействия с Крайизбиркомом и политическими партиями.
В периоды между выборными кампаниями на Кубани ведется системная работа по повышению правовой и политической культуры. И радует, что с каждым годом этой темой интересуется все больше молодежи.
В ЦОНе вместе с нами работают волонтеры. Это студенты кубанских вузов, в том числе, из регионов нашей страны и других стран. Все они — будущие участники избирательного процесса, новое поколение граждан. И здесь они получают хороший жизненный опыт и знания о том, как устроена государственная система и гражданские институты.
|
Геннадий ПОДЛЕСНЫЙ, |
член ОП КК, кандидат политических наук, директор АНО «Центр прикладной социологии и политологии», член Общественного штаба:
|
— Избирательные кампании последних лет, особенно такие крупные, как голосование по поправкам в Конституцию РФ, выборы депутатов Госдумы и региональных парламентов проходили в особенно жестких условиях.
Усилилось информационное давление на избирателей со стороны деструктивных сил как внутри страны, так и из-за рубежа; попытки дискредитировать власть и избирательную систему в России. И как показывает опыт, раз за разом они оказываются провальными.
Ассоциация НОМ стала серьезным общественным институтом наблюдения за выборами в России. Ее эксперты адаптировали практику общественного наблюдения и в избирательные процессы: объединили различные существующие механизмы независимого контроля и выработали новые.
За годы работы ассоциация подготовила обширный методический материал, который находится в общем доступе и может использоваться любыми организаторами или участниками выборов. Специалисты НОМ работают в регионах и активно участвуют в подготовке общественных наблюдателей.
Что мы видим? Количество людей, приходящих на избирательные участки, постепенно растет. Например, на выборах в краевое Заксобрание в 2017 году проголосовали чуть более 42% избирателей Кубани. На выборах следующего созыва, в 2021 году — уже более 53%.
|
Руслан АСЛАНЯН, |
член ОП КК, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии КубГУ, член Общественного штаба:
|
— Тема выборов всегда вызывает большое количество вопросов и споров. В основном, из-за недостатка знаний законодательства. Причем, как у избирателей, так порой, и у избираемых. Это ясно показала практика независимого общественного наблюдения за последние 5 лет.
Благодаря работе подготовленных общественных наблюдателей и экспертов многие спорные ситуации на избирательных участках удается решить, не доводя до конфликтов и судов.
Простой пример. На выборах в ЗСК в сентябре прошлого года мы получили жалобу от представителя одной из партий. Он заявил, что на территории одного из СНТ «развернули избирательный участок, на котором мог проголосовать любой желающий». Естественно, в соцсетях этому «факту» была дана очень громкая огласка.
Мы выехали на место в составе мобильной группы и выяснили, что голосовать пришли только те избиратели, которые заранее подали заявление в Крайизбирком для голосования по месту нахождения. У членов избирательной комиссии при себе было соответствующее количество бюллетеней.
За 5 лет общественное наблюдение на выборах на Кубани прошло большой путь. Из общественной инициативы мы выстроили настоящую систему, которая уже показывает результаты и продолжает совершенствоваться.
|
Антон КОНОВАЛОВ, |
член ОП КК и Общественного штаба: |
— Самые популярные у провокаторов темы для фейков — ошибки при составлении реестров надомного голосования, недопуск наблюдателей от некоторых партий на участки, сейф-пакеты и пломбирование урн.
Вокруг этого создается большая шумиха в соцсетях. При этом официальные жалобы по таким ситуациям подаются в единичных случаях. Вся информация о возможных нарушениях проверяется с участием юристов и в большинстве случаев не подтверждается.
Поправки в избирательное законодательство, введенные 5 лет назад закрепили в правовом поле принципы непредвзятости общественного наблюдения за избирательным процессом и его независимости от воли и предпочтений политических партий.
Общественные палаты, заключив соглашения о сотрудничестве с экспертными, правозащитными и общественными объединениями, СМИ, политическими партиями выступили также в роли интегрирующих площадок.
Это говорит о зрелости общественного наблюдения за выборами в России, его готовности противостоять серьезным вызовам со стороны недружественных нам государств и организаций. А значит, сохранять легитимность выборов и надежно защищать избирательные права всех участников избирательного процесса.
|
Наталья ЮРЧЕНКО, |
эксперт ОП КК, доцент кафедры политологии и политического управления КубГУ, член Общественного штаба: |
— В Российской Федерации удалось создать систему общественного контроля за выборами, не имеющую аналогов в мировой практике.
В общественном наблюдении по всей стране задействованы сотни тысяч наблюдателей. Разработана эффективная система обучения и методического сопровождения общественного наблюдения. Создана организационная, правовая и информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечения общественного контроля.
Да и сам факт закрепления системы общественного наблюдения в законе — это и есть демократия в действии.
Развитие избирательной системы в России, повышение эффективности общественного наблюдения происходит постоянно. Сейчас можно говорить о новом этапе — это интеграция нормативной базы и наработанного опыта на новых территориях РФ.
Идет подготовка к первым выборам органов власти этих территорий уже в составе России. И к ним приковано пристальное внимание всего мира. Их результаты будут иметь фундаментальное значение для всей политической системы России.
Наличие независимого контроля за выборами — фактор устойчивости избирательной системы перед лицом внешних вызовов и глобальных общественно-политических угроз.
Хотите лучше разбираться в государственном устройстве и в теме выборов?
Избирательная комиссия Кубани каждый год проводит лекции в «Молодежной школе правовой и политической культуры». Они проходят онлайн с марта по май. Лекции открытые, поэтому присоединиться может любой желающий.
Анонсы занятий и ссылки для подключения — в новостях Крайизбиркома >>
Хотите внести свой вклад в обеспечение прозрачности и законности выборов?
Общественная палата Кубани каждый год проводит обучение общественных наблюдателей для работы на выборах. Наблюдателем от ОП КК может стать гражданин РФ с 18 лет, который прописан в Краснодарском крае и не является представителем кандидата, политической партии, должностным лицом.
Анонсы занятий по подготовке наблюдателей — в новостях ОП КК >>