О стратегических задачах развития России и участии в них гражданского общества - в диалоге Общественных палат Юга и Северного Кавказа

17 июля 2019

По инициативе комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений на площадках региональных Общественных палат в настоящее время проходит широкое обсуждение проекта Специального доклада Общественной палаты Российской Федерации «Российский прорыв и задачи гражданского общества».

Цель доклада – обозначить круг проблем, связанных с участием гражданского общества в «Российском прорыве» - решении приоритетных стратегических задач развития России, обозначенных в «майских указах» Президента, создать на этой основе платформу для осознанной консолидации и мобилизации активной и ответственной части нашего общества, наметить его первоочередные задачи, решение которых будет продвигать к нашему общему успеху.

16 июля для обсуждения своего видения по данному вопросу на площадке Общественной палаты Краснодарского края собрались представители общественных палат Волгоградской, Ростовской областей, республик Адыгея, Дагестан, Северная Осетия (Алания). В мероприятии также приняли участие уполномоченный по защите прав предпринимателей Краснодарского края Игорь Якимчик, уполномоченный по правам ребенка Татьяна Ковалева, полномочный представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Вячеслав Легкодух, советник главы администрации (губернатора) Краснодарского края, председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Зайцев, начальник отдела по взаимодействию с органами власти и информационно-аналитическому обеспечению аппарата Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Вадим Прилепский, представители Совета Общественной палаты Краснодарского края и представители Общественной палаты города Краснодара. Личное участие в выездном совещании общественных палат Южного и Северо-Кавказского федеральных округов принял руководитель рабочей группы по подготовке проекта Специального доклада, председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации Иосиф Дискин.

Открывая мероприятие, председатель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова отметила:

«На сегодняшний день приняты «Майские указы» Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принята Стратегия пространственного развития России на период до 2025 года, в большинстве регионов утверждены Стратегии экономического развития - например, на Кубани она принята до 2030 года. В рамках этих документов разработаны федеральные, региональные и муниципальные программы, выделено соответствующее финансирование. Осталось главное – вовлечь в процесс достижения целей «прорывного развития» гражданское общество, сделать его активным партнером государства».

В своем выступлении Иосиф Дискин остановился на ключевых моментах Специального доклада:

«Сегодня Россия столкнулась с новыми угрозами и вызовами. Прежде всего, это необходимость роста секторов-доноров бюджета, поиск новых драйверов роста, необходимость выстраивать новую модель экономики, ориентированную на повышение конкурентоспособности. Если не найти адекватных ответов на эти вызовы, то риск национального упадка, «сброса» в «третий мир» просто огромен. Для решения этих задач необходимо новое качество государства и новое качество гражданского общества.

Основные ориентиры этого периода сформулированы Президентом России Владимиром Путиным: «Мы должны обеспечить такой рывок в развитии страны по всем перечисленным мной направлениям (прим. – Указом Президента России от 7 мая 2019 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), придать такую динамику, чтобы после того как эти шесть лет будущие пройдут, даже если в жизни страны наступят какие-то сбои, чтобы Россия все равно шла вперед».

Российский прорыв не только огромная по своим масштабам социально-экономическая и инновационно-технологическая программа, но и макросоциальный проект, связанный с масштабными, достаточно противоречивыми общественными изменениями. По своей сложности он превосходит и «прорыв» первых пятилеток и подвиг создания ракетно-ядерного щита. «Прорыв» включает в себя масштабные, интегральные по своей сути экономические, социальные и политические преобразования, требует учета большого числа факторов, находящихся вне непосредственного организационного контроля.

Исследования ВЦИОМ и ФОМ, проводимые в 2018 году, показывают, что среди россиян сформировался явный запрос на общероссийское единство, на «общероссийскую идентичность», на идейно-политическую консолидацию. Заметен запрос на социальную справедливость, на соответствующее «качество власти». Большинство – 65% россиян считают, что современное российское общество устроено несправедливо. Значимый фактор - активное участие граждан в решении общественных проблем. По данным ФОМ доля организованных волонтеров достигла 19% взрослого населения. Среди авангардных групп идет формирование «ответственного класса», ориентированное на благополучие всего общества. В обществе заметно окрепли патриотические настроения. Патриотами – ощущают себя 92% россиян.

Однако, анализ федеральных и региональных программ, принятых в рамках «национальных проектов» показывает, что участие гражданского общества в их реализации практически не предусмотрено, и это неправильно. Необходимо общее понимание, что «российский прорыв», прежде всего, социально-политическая проблема, а отнюдь не только   комплекс социально-экономических и инновационно-технических задач и уж, тем более - не набор технократических решений.

Успех «российского прорыва» будет зависеть от характера взаимодействия общества с государственной властью. Сегодня уже совершенно недостаточно просто диалога между властью и обществом. Необходим новый стандарт: взаимно ответственное партнерство. Государство призвано стать «понимающим»: осознавать реальные ценности и мотивы социальной жизни россиян, учитывать их при проведении преобразований, при ведении искреннего и содержательного диалога с гражданским обществом. Принципом «понимающего государства» должно стать: сначала убеди активных и ответственных, обеспечь прочную общественную поддержку, затем реформируй. Государство, при поддержке гражданского общества, должно стать признанным лидером в противодействии антисоциальным и аморальным проявлениям, откуда бы они ни исходили. Способность слушать российских граждан, сочувствовать их бедам, надеждам и чаяниям – критерий профессиональной пригодности руководителей любого уровня. Нормой гражданского общества должна стать непримиримая позиция ко всем, кто демонстрируют безразличие к нуждам людей, нравственную глухоту, кто дискредитирует всю систему государственной власти, подрывает доверие к ее делам и намерениям. Принципиальность институтов гражданского общества, каждого гражданина – важное условие успеха преобразований, снижения социально-политических рисков».

В своем выступлении Иосиф Евгеньевич подчеркнул, что главная миссия общественных палат на сегодня - профилактика и корректировка решений, затрагивающих нравственные чувства, высоко значимые ценности россиян, а также - экспертиза общественных последствий принимаемых законодательной и исполнительной властью решений. Общественные палаты призваны стать барьером на пути примитивного технократизма, не учитывающего нравственного и социально-политического измерения проводимых преобразований.

Комментируя выступление, полномочный представитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Вячеслав Легкодух отметил, что в связи с неизбежными социально -экономическими преобразованиями часть граждан понесет потери – материальные, социальные. Это будет связано с необходимостью пересмотра рынков сбыта, кооперации и прочего. Похожая ситуацию жители Кубани, 45 % населения которой проживают на селе, уже переживали при реформировании колхозов и совхозов. Этот процесс шел очень тяжело. Как могут институты гражданского общества сегодня помочь в этой ситуации?

Иосиф Дискин отметил, что единственный путь – это организация прямого диалога всех сторон процесса (населения, власти, профессиональных и социальных групп) и качественный предварительный анализ проводимых реформ, их всесторонняя общественная экспертиза. Должно быть четкое понимание – что люди приобретут, что потеряют и как это можно компенсировать – и в материальном и в социальном аспекте. Здесь важна роль именно негосударственных, общественных объединений.

Член Общественной палаты Краснодарского края, представляющий в составе ОП КК общероссийскую общественную организацию «Опора России» Мурат Дударев вышел с инициативой повысить качество общественного контроля в части исполнения майских указов Президента о защите прав предпринимателей и повышения качества правосудия и внести в Арбитражный Кодекс РФ поправки, наделяющие общественные правозащитные объединения правом отстаивать интересы своих членов в судах. Инициатива была поддержана представителями общественных палат – участников совещания. Иосиф Дискин подчеркнул, что члены ОП РФ неоднократно также выступали с аналогичными инициативами на площадках федеральных органов власти, данный проект будет поддержан ОП РФ.

Председатель Общественной палаты Ростовской области Вячеслав Кущев отметил, что члены Общественной палаты Ростовской области детально изучили проект Спецдоклада и считают, что данный документ должен быть представлен для более широкого обсуждения и включен в программы развития, связанные с реализацией нацпроектов. Кроме того, представляющие делегацию Ростова-на-Дону председатель комиссии по развитию институтов гражданского общества и защите прав человека Сергей Курдюмов и заместитель председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества и защите прав человека Алексей Позднышов обратили внимание на необходимость более внимательного отношения к развитию проектов в области образования, культуры пропаганды традиционно российских ценностей, сохранения российского культурного наследия, как неотъемлемой части нравственного и патриотического воспитания, и включения их изучения в программы воспитания. Эти положения должны быть также включены в проект Спецдоклада.

Данная инициатива была поддержана и представителями Общественной палаты Республики Дагестан - членом комиссии по вопросам социального развития и здравоохранения Бикой Алиевой - и Общественной палаты Республики Адыгея - членом комиссии по вопросам развития гражданского общества, межэтническому, межконфессиональному согласию, информационной политики и взаимодействию с ОНК Оником Нигоевым. Они отметили, что обязательным условием успеха «российского прорыва» должен быть учет идеологической и воспитательной составляющей, возврат воспитательной функции образовательных учреждений, так как, сейчас проблемы воспитания отнесены только к зоне ответственности семьи, но не образовательных структур, а это существенно снижает эффективность формирования здорового общества, сохранения традиционных ценностей, национальной и культурной идентичности.

Заместитель председателя Общественной палаты города Краснодара Игорь Коломийцев в рамках обсуждения проекта Спецдоклада высказал сомнения, что в настоящее время российское общество готово к ожидаемым преобразованиям и обратил внимание на первоочередную необходимость создания условий для инвестиций.

Председатель Совета при главе администрации (губернаторе) по развитию гражданского общества и правам человека, советник главы администрации (губернатора) Краснодарского края Андрей Зайцев в своем выступлении отметил, что впервые круг проблем доклада был представлен Иосифом Дискиным именно на Адлерских чтениях, а также проинформировал участников совещания о планах краевого Совета по включению основополагающих идей доклада в Стратегию развития гражданского общества Кубани и в рекомендации 35 Адлерских чтений. Речь идет о том, чтобы через диалог власти и общества способствовать развитию теории «малых дел» - проектов НКО, направленных на повышение качества жизни населения, способствовать наиболее эффективному расходованию бюджетных средств, выделенных на реализацию социальных программ из федерального, краевого и муниципальных бюджетов в рамках нацпроектов.
Председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе добавила, что сегодня большое внимание уделяется роли региональных общественных палат и общественных советов. Необходимо, чтобы в Специальном докладе была конкретизирована роль общественных палат субъектов РФ, так как именно на них возлагается ответственность за организацию диалога общества и власти в процессе реализации проектов, связанных с развитием страны. Требуется включение в этот диалог всех заинтересованных сторон.

В заключительном слове Любовь Попова отметила, что на примере Краснодарского края можно говорить о возможности реализации эффективного диалога общества и власти на площадках общественных палат. Так, при участии Общественной палаты Краснодарского края в течении 4-х лет успешно идет проект «Время новых стратегий», на площадках которого общественными экспертами вместе с профильными органами исполнительной власти края выработан ряд предложений по улучшению инвестиционного климата, развития направлений агротуризма, поддержки малого и среднего бизнеса, агропромышленного сектора, вошедшие в Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края на период 2020-2030 гг. С этого года Общественной палатой реализуется проект «Ассоциация общественных палат муниципальных образований Краснодарского края», который позволил объединить усилия общественников муниципалитетов в реализации социально-значимых проектов, повышения правовой культуры, привлечения активной и ответственной части жителей малых городов и сел к развитию своих территорий. Эти проекты могут быть масштабированы и на другие регионы.

По итогам участниками совещания - представителями общественных палат Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов - принято решение о вынесении предложения о комплексном обсуждении проекта Специального доклада на специальном пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации с целью разработать программу конкретных действий гражданского общества по поддержке «российского прорыва».

Галерея

Вернуться к списку