Темыр Хагуров: «Масштабы вызовов, стоящих сегодня перед Россией, сопоставимы с угрозой 1941 года»

Сегодня Россия вновь оказалась втянутой в глобальное противостояние с Западом. С этим так или иначе связаны все процессы, происходящие в обществе. О прогнозах относительно предстоящих выборов, росте доверия граждан к власти и государству и ответах на вызовы времени нашим читателям рассказал заместитель председателя Общественной палаты Кубани, первый проректор Кубанского госуниверситета, действительный член Российской академии социальных наук Темыр Хагуров.

— Темыр Айтечевич, расскажите, чего можно ожидать от предстоящих выборов в Законодательное Собрание Краснодарского края и органы местного самоуправления. Будет ли конкуренция и накал или всё пройдет более или менее спокойно, с предсказуемым результатом?

— В целом всё будет планомерно. В настоящее время есть много моментов, как обостряющих внимание к выборам, так и отвлекающих от них. Самый главный отвлекающий фактор — специальная военная операция (СВО) и всё, что с ней связано. Очевидно и то, что этот глобальный политический накал будут пытаться использовать в своей риторике политические партии, участвующие в выборах.

Не думаю, что мы станем свидетелями каких-то уж совсем неожиданных событий, но отдельные интересные детали мы всё же увидим на этой выборной картине.

— Некоторые социологи высказывают мнение, что людям сегодня «не до выборов», что их в первую очередь заботит сохранение материального благополучия на фоне санкций из-за СВО. Насколько верно данное утверждение?

— Это в существенной степени так — как раз тот самый отвлекающий фактор, связанный с ситуацией. Идет специальная военная операция на Украине. При этом общество, которое представляется консолидированным в поддержке общего курса политики президента, по отдельным вопросам поляризовано достаточно сильно.

На проведении спецоперации так или иначе замыкается всё: противостояние с Западом, перспективы на будущее, санкции, настроения и страхи россиян. С одной стороны, это отвлекает население от выборов. Но с другой — те, кто сможет грамотно использовать эти настроения в своей предвыборной риторике, сумеют соответствующим образом достучаться до своей электоральной аудитории. Попытки оседлывать общественное мнение всегда были, будут они и сейчас.

Тренды переплетаются. Внешние воздействия, которые, разумеется, будут усиливаться к выборам, напрямую с ними не связаны. Эта игра будет сыграна не прямо сейчас, она будет проявляться дальше — осенью, зимой.

— Можно ли ожидать высокой активности избирателей на выборах в сентябре? Она будет выше или, наоборот, ниже по сравнению выборными кампаниями прошлых лет?

— Не думаю, что активность избирателей будет существенно отличаться от выборных кампаний предыдущих лет. Скорее всего, она будет выше, но не существенно. Если, конечно, непосредственно перед выборами не произойдет что-то значительное. Картина достаточно прогнозируемая, резких негативных неожиданностей пока не предвидится.

— Можно ли сегодня говорить о росте доверия граждан к власти и государству? Каким образом это проявляется в обществе?

— На доверие к власти может влиять несколько групп факторов. Прежде всего это спецоперация, глобальный конфликт, глобальное противостояние, в которое оказалась втянутой Россия. В истории подобное повторялось неоднократно. Общество и государство вновь почувствовали угрозу, которая сопоставима по масштабам с угрозой 1941 года. А общество в основной массе реагирует на нее пока так же, как в 1914 году: кто-то восторженно провожает эшелоны с солдатами, кто-то либеральничает, кто-то рассуждает. Напомню: началось это в 1914-м, а в 1917-м страны в том виде, в котором она существовала, не стало. Сегодня масштаб вызова аналогичный. На вызов 1941 года СССР отвечал, будучи мощным, индустриально самостоятельным и идеологически мобилизованным государством. Нынешний индустриальный, научный и образовательный потенциал РФ не сопоставим с аналогичным потенциалом СССР: мы утратили многие критически важные отрасли промышленности, в сфере идеологии чувствуется определенная растерянность, индустрия культуры часто откровенно антинациональна.

Часть общества чувствует это и консолидируется. На социально-политической повестке сегодня такие тренды, как патриотизм, определенная ресоветизация. В обществе есть запрос на возврат к культурным корням, на общечеловеческие, смыслонасыщенные формы существования. С другой стороны, у нас широко распространилась идеология общества глобального потребления. Какая тенденция окажется главенствующей, сказать сложно. Многое будет зависеть от степени «пробуждения» общества и степени его консолидации.

Материал в источнике >>


Вернуться к списку