В ОП РФ предложили создать рабочую группу по корректировке и внедрению новых СанПиНов

16 февраля 2021

В Общественной палате РФ 10 февраля прошли общественные слушания на тему «Новые санитарные правила, принятые Роспотребнадзором, в сфере воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

«Роспотребнадзор разработал принципиально новый документ: “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”. Впервые в одном документе собраны все требования, касающиеся сферы детства и всего, что с этим связано», — говорит Наталья Кравченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

 
Основной особенностью документа является то, что теперь санитарные правила не содержат рекомендательный характер — все нормы обязательны, рассказала Ирина Шевкун, начальник Управления санитарного надзора Роспотребнадзора. Кроме того, впервые установлены требования к детским игровым комнатам, организациям высшего и среднего профессионального образования, организациям, предоставляющим услуги временного проживания детей, в том числе загородным, палаточным лагерям, проведению массовых мероприятий с участием детей.,

Спикер отметила, что впервые регламентированы минимальные диагонали интерактивной доски и мониторов электронных гаджетов, определена продолжительность использования на уроках электронных средств обучения, введены обязательные физкультминутки и т.д. Кроме того, новые СанПиНы определяют, что использовать ноутбуки в младших классах можно только при наличии дополнительной клавиатуры, предусматривают угол наклона и расстояние до экрана электронного средства обучения, разрешают использовать на занятии не более двух различных электронных средств обучения, а также вводят запрет на использование сотовых телефонов для образовательных целей.

В настоящее время Роспотребнадзором разрабатываются методические рекомендации по практическому применению новых санитарных правил, уточнила Ирина Шевкун.

Начальник отдела дошкольного образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ, сообщила, что поступают вопросы от образовательных организаций и граждан относительно правоприменения данных требований. Они касаются организации и содержания деятельности при реализации образовательных программ и имеют не системный, а точечный характер. Тем не менее эти вопросы требуют разъяснения.

Председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко выразил недоумение в связи с тем, что документ уже вступил в законную силу, а рекомендации по его применению только разрабатываются Роспотребнадзором — по его мнению, необходим переходный период. 

Проблем с правоприменением новых требований будет много, предупредил член ОП РФ и предложил Роспотребнадзору создать на площадке Общественной палаты рабочую группу для решения вопросов по доработке и внедрению новых СанПиНов, включив в нее представителей общественности.

«В свое время была введена норма относительно количества детей на квадратный метр в дошкольных учреждениях, потому что мы хотели обеспечить доступность этих учреждений для детей от трех до семи лет. Несмотря на рекомендации экспертов определить нормативную или предельную численность групп, нас не услышали. В итоге детей до трех лет может быть неограниченное количество. И эта норма перекочевала в новые правила. Когда в одной группе до 40 детей, разве это норма с точки зрения эпидемических правил?»— возмутился Сергей Рыбальченко.

Лидер рабочей группы «Кружковое движение» НТИ Дмитрий Земцов не согласен с введением жесткого требования вести образовательную деятельность только в отдельно стоящих зданиях и запрета на работу образовательных организаций в цокольных этажах. По его мнению, это приведет к критическому сокращению частных детских садов и центров дополнительного образования, а дети вместо того, чтобы после основных уроков заниматься дополнительно, будут сидеть в смартфонах. 

Также он отметил, что запрет на пользование мобильными телефонами не оправдан: чаще всего смартфоны используются на уроках не для того, чтобы просматривать видео, а для организации динамической работы школьников, и эти практики активно используются в лучших школах. Кроме того, он напомнили, что в рамках реализации нацпроектов и по рекомендации Минпросвещения России многими школами уже были закуплены ноутбуки для учащихся с диагональю экрана от 11 дюймов, а новые правила разрешают пользоваться на уроках ноутбуками с диагональю экрана не менее 15 дюймов — это уже вопрос правоприменимости такого решения. Эту позицию поддержали ряд экспертов, уточнив, что смартфон — это не только видео-, но и аудиофайлы, к тому же современные цифровые устройства целесообразней оценивать не по размеру диагонали экрана, а по количеству пикселей. 

 "Я считаю, что данный СанПин надо дорабатывать и вносить корректировки с учетом того, что сейчас образовательные услуги, в том числе и социально-педагогические выполняют в том числе организации из некоммерческого сектора и поэтому важно еще и дать время на переход на новый СанПин. Чтобы он не поставил под удар деятельность НКО. У нас также очень много частных детских садов, продленок, секций дополнительного образования в цокольных помещениях. И если их закрыть, то очень много педагогов потеряют работу и будет нанесен урон  образовательному малому бизнесу. Ну и, конечно, вызывает опасение судьба многих НКО, которые не так хорошо технически оснащены, как госучреждения. И переход по ноутбукам на 15-ти дюймовую диагональ тоже должен занять какое-то время. И для многих такой переход может стать болезненным,"-  считает Наталья Попова, заместитель председателя комиссии ОП КК по вопросам развития НКО, благотворительности, добровольчества, поддержки молодежных инициатив, защиты семьи, материнства и детства.

Участники мероприятия также считают, что необходимо в рамках оценки регулирующего воздействия запустить исследования по ресурсному обеспечению введения новых СанПиНов, чтобы понять, во сколько обойдется системе образования соблюдение требований при сохранении условий достижения целей нацпроектов, образовательных стандартов и федеральных программ. Прозвучало также предложение к ведомству опубликовать исследования и экспертные заключения, на основании которых те или иные нормы были зафиксированы в документе.

 Информация с сайта ОП РФ.

Вернуться к списку