В Общественной палате обсудили проект ФЗ "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации"

14 января 2020

10 января 2020 года в Общественной палате Краснодарского края проведено расширенное заседание межкомиссионной рабочей группы по обсуждению проекта Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

В состав рабочей группы вошли председатель ОП КК Любовь Попова, члены краевой палаты Виктор Баранов, Евгений Стешенко, Мурат Дударев, Виталий Мещеряков и Николай Рябцев, член общественной палаты г. Краснодара, учредитель и председатель КГОО «Союз многодетных семей «Кубанская семья» Светлана Недилько. Кроме того, к обсуждениям присоединились эксперты ОП КК Алексей Миронов и Анастасия Григоренко.

В период с 30 декабря 2019 года по 10 января 2020 года Общественной палатой края осуществлялся сбор замечаний и предложений в отношении законопроекта. Общественные обсуждения оказались резонансными -  всего в адрес ОП КК поступило 175 писем, выражающих общее негативное отношение к документу и прописанным в нём положениям.

Члены рабочей группы, а также юристы аппарата ОП КК провели экспертный анализ текста проекта закона, а также рассмотрели каждое обращение. Результаты работы были обсуждены в ходе заседания, где участники высказали единогласное мнение о том, что настоящий законопроект по своей сути не конкретизирован, имеет размытые понятия, которые могут повлечь неоднозначность толкования указанных в нем норм. Это приведет к искажению уже существующих механизмов, регулирующих отношения подобного рода. В законопроекте отсутствуют конкретные санкции, что делает указанные в нем нормы не обязательными к исполнению и, как следствие, исключает весь логический смысл принятия данного законопроекта.

Кроме того, члены ОП КК высказали свои замечания. Так, Евгений Стешенко акцентирует внимание на том, что одной из наименее защищенных категорий являются старики, а деятельность по их защите никак не отражена в тексте проекта федерального закона.

Общественной палатой Краснодарского края разработан ряд предложений, которые по мнению большинства членов, будут иметь более результативный характер:

1. Механизмы защиты от действий насильственного характера уже предусмотрены законодательством РФ, однако на сегодняшний день сам процесс исполнения указанных механизмов не совершенен, что влечет его бездействие. Данный факт указывает на то обстоятельство, что необходимо модернизировать ряд нормативно-правовых актов, которые могли бы обязать сотрудников уполномоченных органов проявлять меры реагирования более активно, а также наделить уполномоченные органы правами, которые снимали бы бюрократические препятствия при необходимости срочного вмешательства (в случае неадекватного поведения опекуна или состояния аффекта пострадавшего).

2. Необходимо внести изменения в сами нормы уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность лиц за причинение физического и психологического вреда гражданам, совместно проживающим или находящимся в личных взаимоотношениях.

Так, например, ст. 116 Уголовного кодекса РФ (побои) применяется только в отношении действий, совершенных из хулиганских побуждений, политических мотивов, идеологической, расовой и религиозной ненависти, тем самым исключая подобные действия в отношении родственников и зависимых от нарушителя лиц.

3. В настоящее время слишком малое количество центров, куда может обратиться женщина, в том числе с ребёнком, оказавшаяся в сложной ситуации. Такие центры, как правило, существуют только в больших городах, а информации о них недостаточно.

Следует поднять вопрос об увеличении количества подобных центров до уровня наличия их в каждом районном центре, куда лицо, подвергшееся насилию, сможет попасть просто, обратившись по телефону единой службы 112.

Возможно, целесообразнее передать оказание данного вида услуг поставщикам соцуслуг при поддержке государства.

4. Необходимо активно развивать институт медиации подобных вопросов, организовав работу медиаторов при центрах помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или при структурах органов социальной защиты населения.

5. Действенными будут меры в виде регулярных посещений участковым сотрудником полиции семей, где члены общеизвестно находятся в нестабильных отношениях друг с другом.

6. Требуется разработка комплекса профилактических мер в отношении условий проживания совершеннолетних лиц, находящихся в состоянии беспомощности и беззащитности от других лиц.

В настоящее время условия жизни таких лиц никак не контролируются органами социальной защиты.

По мнению членов Общественной палаты Краснодарского края, указанные меры при их грамотной реализации значительно снизят уровень бытового насилия.

Вернуться к списку