Нужна ли Краснодару своя Общественная палата?

«Краснодар считается передовым городом по диалогу власти и общественности. У нас есть множество общественных советов, в том числе по развитию гражданского общества при главе города, муниципальная программа «Развитие гражданского общества» - хороший инструмент в реализации полезных инициатив общественных организаций. Есть развитая система территориального общественного самоуправления - через нее жители доносят, что они хотят от власти. Есть договор администрации города и Общественной палаты края о взаимодействии. Нет только своей собственной Общественной палаты.
А может, она и не нужна при том, что есть все вышеперечисленное?»

Весомый голос

Общественные палаты, местные и региональные, как оказалось, давно уже не новость. Вот, например, узнаем, что еще три года назад в Московской области была объявлена перезагрузка муниципальных общественных палат - претендовать на присутствие в них предложили каждому активному гражданину, а с другой стороны, усилили влияние ОНФ. О чем это говорит? Раз перезагрузка - значит, было что перезагружать. У нас же осенью 2013 года только, наконец, родилась Общественная палата края первого созыва.

Недавно Общественная палата Чеховского муниципального района Подмосковья провела семинар на тему: «Стратегия перемен». Участвовали палаты со всего региона. Что обсуждали? Утилизацию отходов и переработку мусора. Сравнивали наш опыт с европейским.

А вот вопросы, которые решала еще три года назад Общественная палата Тутаевского муниципального района Ярославской области, как следует из информации, размещенной на сайте ОП: «Состояние и перспективы сохранения и развития культурного и исторического наследия в Тутаевском муниципальном районе; инвестиционная политика и предпринимательство в комплексе с развитием туризма», «Состояние и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса», «О состоянии садоводческих товариществ и перспективах развития», «О возвращении городу Тутаеву исторического имени «Романов-Борисоглебск» и т.д. и т.п.   

А у нас подобные вопросы не актуальны? Их разве не поднимает общественность? Бывали и случаи, когда именно общественное мнение в Краснодаре приостанавливало те или иные проекты. И с застройкой связанные, и с тем же возвращением старого названия городу. Но потом эти темы и проекты все равно возникали снова. И заново шли дискуссии. Может, если бы их рассмотрела общественная палата - с экспертизой последствий, если речь идет о застройке, со всеми авторитетными мнениями, то не пришлось бы снова тратить время и силы?

Нормативные акты под сукном 

Немного истории. Шесть лет назад у Краснодара был хороший шанс сформировать муниципальную общественную палату. И показать в этом пример краю. Напомним, что краевой закон об общественной палате в нескольких чтениях обсуждался в течение трех лет, был принят в 2008 году и затем еще пять лет лежал под сукном. Общественная палата Краснодарского края первого созыва появилась в 2013 году, восемь лет спустя после внесения законопроекта в ЗСК и пять - после его принятия.

В 2010 году появилось городское постановление о формировании муниципальной Общественной палаты. Но она в Краснодаре не родилась до сих пор. Почему, можно лишь догадываться. О чем мы можем говорить достоверно: нормативный акт - постановление о формировании палаты был, он публиковался в нашей газете. Своей муниципальной палаты в Краснодаре до сих пор нет.

Гражданского контроля много не бывает

- Нужна ли Общественная палата Краснодару? – спросили мы у нескольких экспертов.

- Я считаю, нужна, - ответила секретарь Общественной палаты края Любовь Попова.

И вот какие привела аргументы: 

- Во-первых, Общественная палата Краснодара помогла бы нам в работе с обращениями граждан - это наша основная функция. В последнее время обращений становится все больше, что связано и с экономической ситуацией, и с тем, что люди узнают об ОП и часто возлагают на нее последнюю надежду в решении своего вопроса.

Во-вторых, в последние годы мы наблюдаем рост гражданской активности. Общественные палаты должны консолидировать гражданских активистов, обучать их работе с грантооператорами, умению создавать и продвигать общественно значимые проекты, сотрудничать с бизнесом и властью. Приведу пример. Все уже знают Евгения Смирнова, танцора, который сказал как-то, что хочет открыть инклюзивную школу танцев для детей и подростков. Идея прекрасная, но ни бизнес-плана, ни денег на реализацию у Жени не было. Мы пригласили его в ОП края и рассказали, как можно создать некоммерческую организацию и претендовать на грант. И вот на прошедшем 3-4 ноября форуме «Сообщество» в Москве его проект получил премию «Я - гражданин». Таких молодых, активных людей в Краснодаре много - они нуждаются в поддержке. 


В-третьих, городская палата может плотнее заниматься местными проблемами, такими как градостроительство, пробки на дорогах, поддержка пожилых людей и инвалидов. Это не значит, что мы отойдем в сторону: между Общественной палатой края и администрацией Краснодара подписано соглашение о сотрудничестве. В нашем крае уже есть успешные примеры работы городских и районных ОП - в Геленджике, Сочи, Новороссийске, станице Ленинградской, и мы с ними активно сотрудничаем, не дублируя функции. Работы на всех хватает. 

А вот мнение члена Общественной палаты России, председателя Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Андрея Зайцева:

- Общественная палата в Краснодаре необходима. Это консолидированная позиция всех, кто занимается развитием институтов гражданского общества на Кубани. И как член Общественной палаты России скажу: региональные и муниципальные палаты нужны, их много не бывает. Как и общественного контроля - его тоже много не бывает. А ведь именно общественные палаты всех уровней как раз таки субъекты общественного контроля. Наша задача - транслировать общественный контроль с федерального уровня на региональный, с регионального - на муниципальный, чтобы дойти до каждого поселения. А уж в таком городе, как Краснодар, с его многочисленными проблемами и перспективами (градостроительная тематика - тому подтверждение) Общественная палата нужна в первую очередь.

- Я убежден, что для таких городов - практически «миллионников», как Краснодар, - наличие подобной общественной структуры просто необходимо, - точка зрения профессора Валерия Касьянова, возглавляющего общественный экспертный совет при крайизбиркоме. - И не надо общественную палату города противопоставлять общественной палате края и другим общественным советам. Здесь может быть общий интерес - влиять на принимаемые решения, здесь нужна взаимная поддержка. 

- Но ведь есть договор Общественной палаты края и городской власти, может его хватит? - поинтересовались мы у Валерия Васильевича.

- Нельзя сравнивать краевые проблемы и проблемы большого города. Здесь должно быть так: Общественная палата города поднимает проблемы, которые потом вносятся и на краевой уровень, но проработка местных проблем должна обязательно идти на местном уровне.

Известный гражданский активист, член Общественного Совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае Ирина Дубовицкая тоже убеждена: «Такая структура нужна: чем больше людей будет вовлечено - тем лучше для развития гражданского общества».

Добавим от себя: и для развития города тоже.

Конечно, можно обсуждение актуальных городских тем вести и на уровне общественных советов, потом доводить мнение граждан до чиновников и депутатов. Вот, например, весной 2014 года у нас по инициативе самих граждан появился такой совет по развитию городской среды.  И что теперь говорят его лидеры: на уровне первого лица города было полное понимание, затем все упиралось в глухую стену чиновников. 

Общественные палаты более статусны по определению. Они вправе осуществлять общественный контроль, проводить предварительную экспертизу будущих законов и решений исполнительной власти, в их недрах разрабатываются законодательные предложения, которые затем становятся инициативами, в их стенах сталкиваются разные мнения, подходы к решению острых местных проблем.

Вот сейчас общественность апеллирует к главе региона по поводу грядущих изменений в Генплан, связанных с застройкой рекреационных зон. Будь у нас Общественная палата города, эту позицию, наряду с противоположной, можно было бы столкнуть на ее заседании. Идут, конечно, и публичные слушания, будут и депутатские, но разве излишне обсудить это в среде экспертов и неравнодушной общественности? Или мы хотим прислушиваться только к мнению удобных общественников?

И еще один аргумент в пользу Общественной палаты. В Краснодаре создана система молодежного самоуправления. Это многочисленные советы: школьные, студенческие, молодежные организации, и при этом есть Молодежный парламент, скоро будем выбирать его уже третий созыв. Почему бы и в системе институтов гражданского общества не создать такую систему, где кроме советов будет и общественная палата? 

Чего боимся? Меньше станет ошибочных решений, а спорные, но принятые в результате слушаний, дискуссий и еще с привлечением точки зрения общественной палаты, будут вызывать больше доверия. 

Но есть и такое мнение, точнее здравое сомнение:

- Мое глубокое убеждение, - говорит историк и бывший депутат гордумы нескольких созывов Игорь Коломийцев, - что если в стране, в городе действуют институты парламентской демократии, то общественная палата становится лишней. В этом смысле городская Дума, собственно, и должна быть такой палатой, где представители различных социальных групп высказывают разные точки зрения и борются за принятие тех или иных решений. Конечно, в ситуации, когда в парламенте представлена фактически одна партия, необходима отдушина - какое-то место, где можно было бы услышать иное мнение, другие взгляды. Единственно, что печалит, что часто в нашей стране общественные палаты занимаются по большей части имитацией какой-либо деятельности. И вопросы, которые там обсуждаются, к реальной жизни не имеют отношения. Поговорили и разошлись, на этом их влияние закончилось…

А вот тут уже все зависит от того, как формируется общественная палата и кто входит в ее состав. Имитация, на самом деле, нам не нужна. Другое дело - настоящая общественная палата.

Ирина Груба, КИ

Вернуться к списку